Закончился учебный год, и все школьники получили списки произведений для летнего чтения. Требование вести Читательский дневник часто вызывает возмущение родителей, а следовательно, и ребенок начинает негативно относится к этому и не выполняет требования учителя. Конечно, ни к чему хорошему это не приведет. Давайте же разберемся, зачем и кому нужен Читательский дневник.
Мнение 1
Некоторые родители с возмущением говорят: «Я против читательских дневников. Это тупое выписывание главных героев, сюжетных линий — я вообще иногда не помню, как кого зовут и на имя автора мне параллельно. Понравилось-прочитала-забыла».
Дети читают произведения не для того, чтобы забыть, а для того, чтобы вынести из любого произведения какую-то мысль, узнать что-то новое для себя. Кроме этого, очень часто в школе проводятся различные конкурсы, викторины, интеллектуальные марафоны, в которых необходимо вспомнить все, что когда-то читал.
Мнение 2
«Моей это не надо, и делает из-под палки. Любви к чтению у нее это не прибавляет».
Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение. Записывая автора произведения, главных героев, ребенок запоминает эти данные.
Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Главная цель ведения Читательского дневника – не нагрузить ребенка и родителей дополнительной работой, а научить делать выводы и развивать культуру читателя. Следовательно, требования к Читательскому дневнику исходят из этой цели. Поэтому мои требования к оформлению читательского дневника в 1 классе минимальны.
1) Берём самую обычную тетрадь, лучше не очень тонкую, чтобы хватило на весь год (в неё будете дописывать книги, прочитанные по теме, выписывать пословицы, подходящие к разделу, выполнять дополнительные задания по внеклассному чтению и т.д.), а не только на лето. Можно в клеточку, а можно и в линейку. Расчерчиваем на несколько колонок:
♦ дата чтения,♦ название произведение,
♦ автор,
♦ главные герои,
♦ отрывок из произведения
2) Последнюю колонку сделайте побольше. Дети ещё не могут сами сформулировать главную мысль, поэтому оставим это место для списывания. Если вы читаете стихи, загадки, потешки, то можно списать одно четверостишие или 1-2 понравившиеся загадки с отгадками. Если читали рассказ или сказку, то предложите ребёнку списать первое и последнее предложение.
3) Желательно делать рисунки по содержанию прочитанного. Это могут быть тематические наклейки или вырезки из детских журналов. Можно распечатать рисунки, вклеить в дневник и раскрасить. Такие "художества" очень украшают и оживляют Дневник.